Изображения: Выкл
Размер шрифта:
А
А
А
Цвет текста:
А
А
А
А
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Ступени» г. Сочи
1953 – год основания
Присоединяйтесь
прямо сейчас
Исторический экскурс
Исторический экскурс

История образовательной организации – это часть истории всей нашей страны! Данный раздел создан, чтобы проследить историю возникновения, развития, становления муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Ступени» г. Сочи, узнать, какие периоды истории охватили годы существования учреждения, какие оно претерпевало изменения, какие педагоги работали в разные годы, каких результатов они добивались в процессе обучения воспитанников, чем живет, дышит Центр в настоящее время, какими славится выпускниками, какие замечательные традиции существуют.

Исторический экскурс

Первые Дворцы и Дома  пионеров  и школьников в СССР  были открыты в 1923-24 в Москве. В 30-е гг. Дворцы и Дома  пионеров  и школьников организованы в Ленинграде,

Свердловске, Тбилиси, Киеве, Иркутске и других городах и районах страны. После принятия Советом народных комиссаров РСФСР постановления от 26 декабря 1932 года «О мероприятиях по развёртыванию внешкольной работы среди детей в 1933 г.», начался настоящий бум открытия новых детских внешкольных учреждений, в том числе  Домов  и Дворцов  пионеров  и школьников. К 1957 году  в   СССР  было построено 2153 Дворца и Дома  пионеров. К концу 1980-х годов в СССР  работало свыше 3800 Дворцов и  Домов   пионеров. В начале Дворцы  пионеров  размещались, главным образом, в переоборудованных для этих целей особняках и дворцах аристократии, конфискованных после революции.

В начавшемся в середине 1930-х годов строительстве новых зданий для Дворцов и Домов   пионеров  преобладали подражания формам дворцовой архитектуры прошлых эпох. Лишь с конца 1950-х годов появились новые образцы этого типа зданий. Крупнейший в СССР  Дворец  пионеров  и школьников на Ленинских горах в Москве был открыт 1 июня 1962 года.  Кружки,  секции, клубы и другие детские творческие коллективы создаются и работают во Дворцах и Домах  пионеров  и школьников с учётом возраста, уровня знаний и интересов детей, местных условий, специфики развития народного хозяйства данного района, города, села и др. Учебно-воспитательная работа (политико-массовая, культурно-просветительная, в области технического и художественного творчества, туристско-краеведческая, экскурсионная, юннатская, военно-спортивная) направлена на воспитание любви и интереса к труду, знаниям, на развитие творческих способностей подростков, на профессиональную ориентацию детей, на развитие самодеятельности и общественной активности школьников. Кружковая работа строится по примерным программам, утвержденным министерством просвещения  СССР  и Центральным Советом Всесоюзной пионерской организации, и не дублирует школьные программы. Каждый  кружок, клуб, секция и другие коллективы (учебная мастерская, лаборатория, ансамбль, оркестр, хор, детский театр) Дворца и Дома  пионеров  и школьников является методической лабораторией для аналогичных детских объединений в школах, в школьных учреждениях по месту жительства  пионеров, в лагерях и др. Один из основных  принципов кружковой работы во Дворцах и Домах  пионеров  и школьников - "Научился сам - научи товарища". Дворцы и Дома  пионеров  и школьников организуют и проводят пионерские праздники, слёты, конференции, смотры, конкурсы, выставки детского творчества, олимпиады по предметам школьной программы, спартакиады, военно-спортивные игры, туристические походы и лагеря. Дворцы и Дома  пионеров  и школьников оказывают методическую помощь в совершенствовании содержания, форм и методов внеклассной и внешкольной работы пионерскому и комсомольскому активу, педагогам, работникам внешкольных учреждений, а также общественникам, организующим досуг детей по месту жительства.

В 1932 постановлением ЦК ВКП (б) Пионерская организация была реорганизована, а пионерская деятельность фактически превратилась в составную часть воспитательной школьной работы. В годы Великой Отечественной войны важную роль в деятельности Пионерской организации сыграло Тимуровское движение. Затем на протяжении нескольких десятилетий Всесоюзная пионерская организация  СССР  имени В.И. Ленина решала задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения. Её деятельность приобрела массовый централизованный характер, сопровождалась общесоюзными кампаниями, смотрами, военизированными играми "Зарница", "Орлёнок", "Маршами пионерских отрядов" ("Моя Родина -  СССР ").  В пионерской организации был накоплен позитивный опыт внешкольной воспитательной работы с детьми (например, деятельность ряда Дворцов и  Домов   пионеров, пионерских лагерей, в том числе Всесоюзного пионерского лагеря "Артек" и Всероссийского пионерского лагеря "Орлёнок" и другие).

С середины 80-х годов предпринимались попытки реформировать Пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана. С октября 1990 преемником пионерской организации является Союз пионерских организаций - Федерация детских союзов.

Биография ЦДО "Ступени"

Большинство жителей района знакомы с Центром дополнительного образования «Ступени» не понаслышке. Многие адлерцы были воспитанниками нашего учреждения, когда-то сами занимались в творческих объединениях и, повзрослев, приводили своих детей. А теперь уже их внуки спешат к нам в страну творческих открытий и социального самоопределения.

Несомненно, Центр имеет интересную, творческую удивительную, многостраничную биографию. На первой странице мы находим интересную запись от 28 сентября 1950 года: «Большой подарок адлерским пионерам готовит к 33-й годовщине Великого октября стройтрест Главкурортторга и коллектив строительно-монтажной конторы №3. На углу улиц Красной и Крупской началось строительство Дома пионеров и заложен детский сквер». И уже в 1953 году для юных горожан произошло радостное событие – в центре Адлера открылся «Дом пионеров и школьников»,  который сразу стал организационным и методическим центром, организатором пионерского и комсомольского движения, культурно-массовой работы в районе, пионерских слетов, встреч с ветеранами Великой отечественной войны. Самыми первыми кружками были: авиамодельный, радиотехнический, судомодельный, туристский, хореографический, музыкальный, театральный, клуб интернациональной дружбы, да все и не перечислишь... Таким образом, начался отсчет интересных, содержательных страниц большой творческой жизни образовательного учреждения.

Первым директором Дома пионеров и школьников была Калмыкова Аста Павловна. Позже его возглавила Быковская Нина Федоровна, ее сменил Лендьел Янош Яношевич, а впоследствии - Тюленева Любовь Васильевна. С 1977 по 1983 годы директором была Тищенко Ольга Петровна – творческий, высокоорганизованный руководитель, которая работает в учреждении и по сей день в качестве педагога дополнительного образования.

Содержание деятельности Дома пионеров на протяжении многих лет было традиционным. Как и во многих пионерских домах страны, оно включало работу с пионерским и комсомольским активом: функциониро­вали комсомольские и пионерские штабы, детские коллективы горнистов, бара­банщиков, кружки художественной самодеятельности.

В 1984 году учреждение возглавила Терзян Галина Александровна. Молодая, энергичная, талантливая вместе с педагогическим коллективом открывала всё новые и новые страницы биографии учреждения. Атмосфера творчества царит повсюду, светятся гордостью и радостью глаза детей за выполненную работу. Опытные, внимательные, творческие педагоги открывают для ребят мир прекрасного, помогают им подниматься по ступенькам мастерства, преодолевать трудности, формируя активную жизненную позицию. Было отдано много сил, стараний, умений, знаний, чтобы превратить Дом пионеров в передовое образовательное учреждение.

В 1990 году Дом пионеров и школьников переведен в здание бывшего треста ресторанов и столовых по улице Садовой дом 18, где осуществляет свою деятельность и по сей день. И когда сегодня ребята, родители, педагоги приходят в красивое светлое здание с современными уютными учебными кабинетами, им трудно представить, что 25 лет назад представляло собой это строение и сколько сил потребовалось приложить, чтобы сделать его таким, каким мы его видим и любим сегодня. А в то время руководство и педагогический коллектив учреждения не испугались, и начался период восстановления, совершенствования, развития.

А мы попадаем на страницу «Ветер перемен». Социально-экономические и политические изменения в стране обусловили снятие политической окраски в названии, и Адлерский Дом пионеров и школьников в 1991 году был переименован в Центр детского творчества и досуга. Это были годы становления, поиска направлений деятельности внешкольного учреждения. Начались существенные преобразования и активные инновационные поиски эффективной модели УДО. Этот процесс включал в себя: разработку концептуальных основ, упорядочение и укрепление программно-методической, нормативно-правовой, кадровой и финансово-экономической базы. В основу новой модели УДО была положена концепция о поэтапном и непрерывном обучении и развитии детей с последующим выходом на профессиональную начальную подготовку. Суть идеи заключалась в том, что каждый ребенок должен пройти свой индивидуальный маршрут по определенной образовательной системе, состоящей из четырех этапов: базовый (5-10 лет), самоопределения (9-11 лет), профессиональной ориентации (12-16 лет), творческого и профессионального самоопределения (16 лет и старше). Система поэтапного обучения и развития детей, основанная на принципах преемственности и непрерывности, успешно была апробирована и реализуется по сей день. Эксперимент по созданию модели качественно нового учреждения дополнительного образования выявил необходимость продолжить инновационный поиск, в результате которого в 1999 году Центр получил статус «Федеральной экспериментальной площадки» по теме: «Организационно-педагогические условия развития творческой индивидуальности в системе непрерывного дополнительного образования ЦДОД». Эксперимент продолжился до 2012 года и позволил достичь следующих результатов: успешно апробирована система психолого-педагогической поддержки развития творческой индивидуальности детей, программа совершенствования профессионального мастерства педагогов; новые комплексные образовательные программы: «Школа драматического искусства», «Импровиз», «Домисолька», «Ренессанс», «Вокал»; освоены новые личностно-ориентированные педагогические технологии, разработана новая структура управления Центром.

В 2013 году Центр дополнительного образования для детей «Ступени» отметил 60-летний юбилей. Был организован цикл мероприятий, приуроченных к этому событию. Праздничная концертная программа собрала обучающихся, родителей, педагогов, выпускников, верных друзей и почетных гостей. Сцена озарилась разноцветьем творческих коллективов, поздравлений, приятных сюрпризов и подарков! Праздник удался!

Время не стоит на месте. В июле 2015 года наш любимый Центр переименован в муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр дополнительного образования "Ступени" г. Сочи - ЦДО "Ступени".

Но как бы не назывался Центр, он всегда был и остается зачинателем интересных и добрых дел в городе. Выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной к активному участию в жизни общества – цель деятельности ЦДО «Ступени». Успешно работают более 50 творческих объединений, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по шести направленностям: художественная, социально-педагогическая, туристско-краеведческая, техническая, физкультурно-спортивная и естественнонаучная, где обучается более двух тысяч детей и подростков. Многие из них ежегодно становятся победителями городских, краевых, всероссийских и международных конкурсов. В Центре мальчишки и девчонки находят пищу для ума и для души, приобретают уверенность в себе, формируют важные качества личности: позитивное восприятие мира, радость любования прекрасным, любовь ко всему, что есть на родной земле и именно от этого наши дети становятся жизнерадостными, талантливыми созидателями.

В Центре создана замечательная атмосфера, позволяющая педагогам держать высокую планку обучения и воспитания, разрабатывать и внедрять новые идеи. Деятельность направлена на развитие личностных особенностей детей, создание условий, где обеспечивается успешность, где рождается творчество, вдохновение и профессиональное самоопределение. За годы работы многое достигнуто: родились свои традиции, создано качественное образовательное пространство. В Центре немало детских творческих коллективов, имеющих особые причины для гордости, среди них: четыре   коллектива носят звание «образцовый» художественный коллектив (театр-студия «Игра», ансамбль бального танца «Дебют», вокальный ансамбль «Фиеста», студия «Декоративная роспись»); студии «Ренессанс» присвоено звание «образцовый» детский коллектив.

Богатейший воспитательный потенциал нашего учреждения придаёт ему особое значение, так как дети и подростки идут сюда не столько за знаниями, сколько за возможностью проявить себя, удовлетворить свой интерес, испытать чувство «полёта» души, ума, сердца, почувствовать, наконец, силу свободы в том пространстве, которое называют образовательным, где каждый из них будет творцом: занимаясь прикладным творчеством, участвуя в концертной деятельности, постигая свойства вещей и реализуя свои потребности, наши воспитанники невольно сами формируют себя и образ окружающего мира.

За последние годы определился круг районных и городских мероприятий, которые стали «визитной карточкой» Центра: день открытых дверей «Сделай свой выбор, первый шаг…», «Я – гражданин России», акция «Мы, молодежь, выбираем ЗОЖ», шахматный турнир «Скажем «НЕТ наркотикам! Нам есть чем заняться!», интеллектуальный конкурс для младших школьников «Букваешь-ка», конкурс мультимедийных презентаций «Уважение заслуживают делами», конкурсы «Поющая Кубань» и «Юный век». Традиционные ключевые дела обеспечивают стабильность в воспитательной работе. Все мероприятия проходят на хорошем уровне, о чем свидетельствуют отзывы участников, приказы, грамоты, благодарственные письма.

ЦДО «Ступени» активно и успешно сотрудничает со всеми образовательными учреждениями района, учреждениями культуры и спорта, общественными организациями: районный дом культуры «Адлер», парк культуры и отдыха Адлерского района «Ривьера», Центральная библиотека Адлерского района, муниципальное унитарное предприятие кинематографии г. Сочи кинотеатр «Комсомолец», «Сочинская городская общественная организация инвалидов колясочников «Стоик», государственное казенное учреждение здравоохранения Дом ребенка специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушениями психики №»2 г. Сочи», МОБУ СОШ №25, 28, 29, 31, 38, 53, 66, МОБУ лицей №59, МДОБУ №46, МБУ ДО ЦДОдД «Ориентир», государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Адлерский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, МОБУ ДОД детско-юношеская спортивная школа №10, «Новости Сочи, «Вольная Кубань» и другие.

История Центра — это история встреч тысяч воспитанников с увлеченными педагогами и новыми друзьями, история маленьких побед и больших интересных дел.

В Центре работает сплоченный, творческий коллектив единомышленников под руководством Галины Александровны Терзян, директора высшей категории, заслуженного учителя СССР, РФ, отличника народного просвещения,  победителя городского конкурса «Женщина года 2005» в номинации «Человек на своем месте», которая руководит Центром уже более 33 лет. Галину Александровну отличает высокий профессионализм, творческая инициатива и личная заинтересованность. Она умеет увлечь и молодых педагогов, и педагогов старшего возраста новыми идеями, проектами и помогает их реализовать. Благодаря ее блестящим организаторским способностям Центр стал одним из ведущих учреждений дополнительного образования в городе. В ноябре 2015 года Межрегиональная академия управления и менеджмента совместно с Санкт-Петербургским центром непрерывного образования и инноваций подвели итоги конкурса «Лучшее учреждение дополнительного образования детей - 2015». Галина Александровна отмечена знаком «Эффективный руководитель – 2015», а Центр получил кубок лауреата всероссийского конкурса «Лучшее учреждение дополнительного образования детей – 2015» и диплом, подписанный членами оргкомитета и экспертного Совета конкурса.

Значимым является присвоение Центру в феврале 2016 года статуса краевой стажировочной площадки для слушателей "Института развития образования" Краснодарского края по теме: "Возможности системы дополнительного образования в формирования траектории успеха участников образовательного процесса" сроком на три года.

В 2016 г. ЦДО «Ступени» в рамках акции «Дети – благоТВОРИТЕЛИ» стал обладателем гранта Ассоциации «ВСЕ НАСТОЯЩЕЕ – ДЕТЯМ» (учредители Благотворительный фонд культурных инициатив Олега Митяева и Международный фонд Bright Future International). Грант получен на реализацию и продвижение авторского проекта «Маленькое сердце – большая душа», направленного на включение детей и подростков в активную благотворительную и волонтерскую деятельность в целях воспитания активной гражданской позиции и толерантного отношения  к людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации через организацию социально-значимой деятельности, создание единого инклюзивного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся ЦДО «Ступени».

В 2017 году очередной раз подтвердили звание «Образцовый художественный коллектив» четыре творческих объединения Центра: театр-студия «Игра» (руководитель Баклагина Л.Е.), эстрадный вокальный ансамбль «Фиеста» (руководитель Белова М.В.), ансамбль бального танца «Дебют» (руководитель Тихомирова Е.О.), студия «Декоративная роспись» (руководитель Яркина О.В.)

Мы гордимся стабильным качеством и высокими достижениями опытных коллективов и искренне рады, что творческий потенциал новых объединений растет, совершенствуется, достигая достойного уровня.

Трем творческим объединениям присвоено звание «Образцовый художественный коллектив»:  студии «Ренессанс» (руководитель Донченко Н.А.), хореографическому ансамблю «Ранверс» (руководитель Пташник Е.В) и эстрадному вокальному ансамблю «Радуга»(руководитель Сенько А.Н.)

Эта награда  - яркое свидетельство признания неустанного и кропотливого труда, общего вклада в сохранение и развитие культурного потенциала города Сочи. Примите пожелания творческих успехов, исполнения всех замыслов, процветания и новых побед!

Мы уверены, впереди у Центра долгая, насыщенная творческая жизнь, много новых обучающихся, увлеченных интересными делами, а также много побед, потому что ЦДО «Ступени» — это не только место общения для тысяч детей и подростков, это мастерская детского успеха.

 

НАШИ КОЛЛЕГИ

Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Министерство образования и науки Российской Федерации